Советы родителям и учителям по организации учебы гиперактивных детей

#Родителям

Обновлено: 07 июл 2024

Советы родителям и учителям по организации учебы гиперактивных детей

Первоклашка не может подолгу концентрироваться на одном занятии? Он постоянно отвлекается, срывается с места и хаотично бегает по комнате? На уроке ему не терпится выкрикнуть ответ быстрее всех? Причиной подобного поведения может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГИсточник: tlum.ru

Диагноз устанавливает только врач, и то в случае, если признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев подряд и препятствуют адаптации среди сверстников. Но паниковать не нужно! Таких детей можно благополучно учить, если знать, как с ними общаться и взаимодействовать.

Движение — жизнь

У гиперативных детей работа мозга устроена немного иначе: клетки нуждаются в повышенном питании кислородом. Без движения сделать это просто невозможно, поэтому приходится вскакивать с места, крутиться, разговаривать и т.д. Как только мозг дает сигнал о недостатке жизненно важного источника энергии, у детей автоматически повышается моторная активность.

Не заставляйте школьника успокоиться, так ему будет труднее думать.  

Во время урока или выполнения домашнего задания ребенку нужно двигаться. Учитель или родитель должен находить законный способ, чтобы дать чаду сделать несколько динамичных упражнений, например, раздать тетради, стереть с доски, открыть дверь, выключить чайник.

Рутина убивает

Рутина убиваетИсточник: changeonelife.ru

Выполнение однотипных заданий напрягает даже взрослых людей, особенно, если это скучное монотонное дело, в котором вы уже сто раз разобрались. Представьте, каково делать то же самое гиперактивному ребенку. Лучше снизить количество однотипных заданий, в том числе задаваемых на дом, на 30%. Не нужно требовать от школьника решить 25-й по счету пример, если он усвоил информацию уже на 15-ом.

У детей с СДВГ количество повторений никаким образом не влияет на качество усвоения учебного материала. К тому же они склонны выполнять несколько дел одновременно, что тоже не мешает им успешно воспринимать информацию на уроке.

Красота не важна

Рабочая тетрадь по русскому языку напоминает поле сражения? Не бейте тревогу. Гиперактивные дети красиво и аккуратно оформлять свои работы не умеют, с этим нужно смириться. Исправления, помарки — это обычное дело, на которое нужно закрыть глаза.

Содержание и качество работы — вот главный критерий для постановки балла. Если регулярно снижать оценки за неправильно оформленное задание, то у школьника со временем вовсе пропадет желание учиться.

Уровень нагрузки под настроение

Предложите школьнику, даже самому прилежному, прочитать за один присест объемное произведение: он явно будет недоволен. Дети с СДВГ промолчат, но по их поведению вы увидите, что эта работа им не под силу. После третьего абзаца он испугается и впадет в ступор или отчаяние.

Выполнение больших объемов работы у таких школьников зависит сугубо от настроения и заинтересованности. Если видите, что у ребенка есть желание сделать задание, то пусть занимается им. Нет интереса — разделите работу на несколько маленьких частей, в промежутках предложите другой вид деятельности.

Уровень нагрузки под настроениеИсточник: paidagogos.com

Педагог в самом начале учебного года должен оценить примерный уровень нагрузки, который ребенок может потянуть. Нужно понять, как быстро он устаёт, и сколько времени способен концентрировать внимание. Если ученик отвлекается, нужно найти индивидуальные способы привлечь его внимание: например, прикоснуться к руке.

Короткая оперативная память

Нет ничего плохого в том, что дети с СДВГ забывают бытовые вещи и часть пунктов при выполнении заданий. Более того, из-за плохой оперативной памяти, они часто упускают из виду конечную цель деятельности.

Учитель не должен снижать оценку, если ребенок сделал всю работу самостоятельно без напоминаний. Чтобы добиться от школьника более успешного результата, рекомендуется отдельно концентрировать его внимание, указывая на необходимость соблюдения всех правил.

«Напоминалки» — выход из ситуации. Небольшие записочки или наклейки помогут школьнику вспомнить, что делать, куда сходить и что взять с собой. Если ему удалось не забыть в школе зонтик, похвалите его и вознаградите маленьким презентом. Так ребенок поймет, что напрягать память выгодно, и будет это делать чаще.

Поддержка и похвала — основа успешной учебы

Дети с СДВГ очень эмоциональны, они сильно переживают, если у них не ладится какая-нибудь работа. Тут может и книжка полететь, и одноклассник по лбу ни с того, ни сего получить. Что делать?

Поддержка и похвала — основа успешной учебыИсточник: i2.wp.com/pandaland.kz

Поддержка и помощь в решении задачи будет отличным подспорьем школьнику. Хвалите его даже за незначительный успех. Помогите наладить отношения с одноклассниками, которые лучше справляются в учебе, не вызывая соперничества.

Учите школьника хвалить себя за то, что он успел сделать. Объясняйте, что несделанный объем работы можно побороть, но, скорее всего, не в этот раз. Подбодрите и дайте мотивирующее напутствие.

Обращайте особое внимание на то, когда ребенок говорит ценные вещи. Так вы даете понять, что у него в голове тоже иногда появляются замечательные идеи, способные принести пользу окружающим.

5 советов родителям

На поведение гиперактивных детей влияет окружение, в котором они находятся. Родителям не только нужно создать спокойную обстановку в семье, но и придерживаться следующих рекомендаций:

  • строго соблюдать режим дня;
  • ограничивать школьника в просмотре телевизора и использовании гаджетов, проводя время на свежем воздухе;
  • избегать шумных мест с большим количеством людей;
  • предоставлять ребенку возможность выплеснуть накопившуюся энергию;
  • Не наказывать и не ругать за «плохое» поведение, особенно прилюдно.

Гиперактивность — это медицинский диагноз, а не результат плохого воспитания. Справиться с шустрым ребенком можно только авторитарными указаниями и убеждениями, а не наказаниями, замечаниями, окриками и чтением нотаций. Самостоятельно решить свои проблемы ребенок не может, поэтому существуют специальные психологические и нейропсихологические коррекционные программы. Нет ничего постыдного в том, чтобы следовать им для достижения успеха не только в учебе, но и в жизни.

Опустились руки? Не хватает времени и сил заниматься со школьником математикой? Обратитесь за помощью в школу «Альфа»: здесь опытные педагоги найдут подход даже к самому активному ребенку.

Дарим в подарок бесплатный вводный урок!

line gift

Похожие статьи