Как вести себя преподавателю со "сложными" детьми

Обновлено: 23 апр 2024

Как вести себя преподавателю со "сложными" детьми

Почти в каждом классе есть ребенок (а то и несколько), который портит дисциплину. Чаще всего причина в воспитании или особенностях характера, а не из-за реального желания насолить преподавателю.

От этого учителю легче не становится. Но сложный ребенок в классе/на уроке — это проблема, которую можно решить.

Что такое плохое поведение

Что такое плохое поведение

Источник: ru.depositphotos.com

В понятие "плохое" входят не только хамские, хулиганские и другие девиантные выходки, но и неадаптированное, инфантильное поведение. Дети с такими чертами часто боятся отвечать у доски, теряют интерес к учебе, неуверенно себя ведут, отстраняются от коллектива.

Чтобы правильно выстроить диалог с таким учеником и снизить до минимума проявление этих особенностей, преподавателю придется разбираться в мотивах поведения школьника.

Мотивы плохого поведения

Привлечение внимания

Дети, которые жаждут внимания, всеми силами стараются выделиться и сосредоточить акцент на собственной персоне. Вполне естественно желание чувствовать себя не пустым местом, ощущать свой вклад. Но есть ученики, которым все время мало того, что им дают. Они требуют повышенной заботы от родителей, учителей, одноклассников и друзей. Если они испытывают недостаток внимания, то пытаются его привлечь: проказничают и вытворяют различные выходки, суть которых — демонстративность.

Существуют две формы такого поведения: активная и пассивная.

Используя активные механизмы привлечения внимания, ученик беспрестанно вертится на одном месте, подшучивает над одноклассниками, стучит ручкой по парте или передает записки.

Механизмы пассивной формы характеризуются медлительным темпом работы. Обычно такие дети делают все максимально медленно, будто специально. Причем в жизни, вне урока, ведут себя совершенно нормально.

Как бороться?

Необходимо уделять как можно больше внимания ученикам, которые ведут себя хорошо. Активно хвалите тех, кто соблюдает дисциплину, выполняет все задания вовремя, не опаздывает и не разговаривает на уроках. Также будет полезно научить школьников открыто просить внимания у одноклассников или преподавателя, если они в нем нуждаются.

Власть

Властолюбивые дети стараются всячески задеть учителя, пошатнуть его авторитетность в глазах класса. Таким образом они борются за главенствующие позиции в коллективе. Есть несколько способов, как ученики пытаются это сделать: специально медлят и не сдают работы со всеми, сдают незаконченные работы, жуют жвачку, едят на уроках, ругаются, шумят и мешают учиться другим. Школьникам с такими мотивами плохого поведения обычно нужны зрители, чтобы все их старания не проходили даром.

Выделяют две формы такого поведения.

При активной ученики открыто демонстрируют негодование. Это может быть истерика, ругательства, хамство.

При пассивной не выражают мысли открыто. В этом случае дети слушают преподавателя, кивают и делают так, как удобно им.

Как бороться?

Главный секрет правильного поведения учителя — не бороться. Ребенок и так постоянно хочет спровоцировать преподавателя на конфликт, не нужно усугублять ситуацию. Лучше избегать прямой конфронтации и позволять ученикам проявлять власть и руководить только разрешенными способами (например, в коллективных проектах).

Власть

Источник: ru.depositphotos.com

Месть

Мстительные ученики выглядят особенно угрюмыми и злыми. Такой ребенок устраивает выходки, чтобы отомстить за нанесенные обиды. Возможно, когда-то взрослый применил неоправданные меры воспитания (шантаж, санкции, угрозы) по отношению к нему, что и это послужило поводом для обиды и мести.

При активной форме поведения дети могут применять прямое физическое насилие как над одноклассниками, так и над взрослыми. Такая форма может выражаться в бесконтрольном разрушении имущества, воровстве и открытом оскорблении окружающих.

Пассивная форма нечасто встречается у мстительных детей. В этом случае ученики замыкаются в себе, избегают вас и любые попытки установить контакт.

Как бороться?

Учителю необходимо выстроить отношения с детьми так, чтобы каждый чувствовал заботу со стороны преподавателя. Также нужно научить школьников выражать свои душевные переживания нормальными способами. Рано или поздно ребенок поймет, что гораздо большего можно добиться через диалог, нежели через истерики или физическое насилие. 

Избегание неудачи

Избегание неудачи

Источник: sever-press.ru

Такие дети стараются быть как можно более незаметными. Как ни парадоксально, но они стараются не нарушать школьные правила и требования, однако из-за их отчужденности никак не взаимодействуют с преподавателем и другими учениками. Обычно эти дети просто не выполняют заданную работу, надеясь, что никто не заметит.

Активная форма поведения редко встречается среди учеников. Обычно она выражается в редких припадках гнева от отчаяния. Чаще истерики устраиваются лишь с одной целью — отвлечь внимание от их неудачи.

При пассивной форме дети просто откладывают дела на потом или не доводят их до конца. Так они стараются уберечь себя от возможной неудачи и последствий. Они оправдываются, говорят об условиях, в которых они бы точно выполнили работу лучше и т.д.

Как бороться?

Учителю нужно быть аккуратным и чутким. Поддерживайте любые попытки ребенка сменить установку с «Я не могу» на «Я могу». Таким ученикам нужно постоянно помогать преодолевать себя.

Дети

Источник: pro-prepoda.ru

Правила общения со школьниками для педагога

Чтобы избежать трудностей в общении со сложными детьми, нужно соблюдать 5 правил.

  1. Не пытайтесь разглядеть в каждой детской пакости негативные цели. Далеко не за каждым плохим поступком стоят отрицательные мотивы. Преподавателю необходимо умение читать между строк, видеть истинные причины поступков. Любая ошибка может сильно повлиять на отношения с учеником и только усугубить конфликт.
  2. Не пренебрегайте подготовкой к уроку. Сложные дети всегда могут найти способ задеть преподавателя и даже обвинить в некомпетентности. Постарайтесь предвидеть возможные трудности.
  3. Старайтесь косвенно воздействовать на поступки учеников. Существует два способа воздействия на ребенка: прямой и косвенный. При прямом преподаватель давит на психику школьника с помощью доминирующей позиции. Второй же опосредованно заставляет ученика совершить то или иное действие. Например, преподаватель может нарисовать нужную картину в воображении ребенка, которую тот захочет повторить в реальной жизни. «Смотри, что-то у нас с тобой в последнее время оценки становятся все хуже и хуже. Давай подумаем, как это исправить, чтобы ты пришел домой и порадовал маму».
  4. Давайте грамотные оценки личности ребенка. Психологи рекомендуют:
  • давать положительную оценку в сочетании с высокой требовательностью;
  • не употреблять глобально положительные и глобально отрицательные оценки;
  • абсолютно положительная оценка может снизить самокритичность и требовательность ученика к себе, она может закрыть пути для дальнейшего совершенствования;
  • абсолютно отрицательная оценка может подорвать веру в себя и вызвать неприятные ощущения по отношению к школе и учебе;
  • стараться хвалить и критиковать парциально: делать это обосновано за какое-то определенное действие или результат.

     5. Вводите больше коллективных заданий. Совместная деятельность сближает людей, учит работать в команде и организовывать свою деятельность.

Коллективные задания

Источник: vyatkakirov.ru

Дарим в подарок бесплатный вводный урок!

line gift

Похожие статьи