Тупики памяти или почему мы легко запоминаем песни, но не помним даты?

Завтра контрольная по истории и проверочная по русскому, а в голове не держится ни одной даты, ни одного правила? Зато вот ролик из рекламы был услышан один только раз и уже неделю на репите проигрывается мыслями. Что за несправедливость и почему память так поступает с нами?

Завтра контрольная

Источник: pixabay.com

Что такое информация и как она хранится в голове

Явления окружающего мира, происходящие события и наши собственные действия – это информация. Вы проснулись от звука капель по подоконнику – мозг получил информацию, что на улице дождь и уже начал размышлять, где лежит зонт. Запах оладушек, которые печет мама на кухне информирует мозг о вкусном завтраке, а боль в горле – о неполадках в организме. Видите, какое разнообразие? Можно выделить информацию:

  1. Визуальную.
  2. Тактильную.
  3. Слуховую.
  4. Вкусовую.
  5. Обонятельную.

Еще можно выделить осознанную и неосознанную. Первую получаем специально – читаем книги, смотрим телевизор, общаемся. Вторая идет фоном: разговор на остановке, образ людей в толпе. Мы можем даже не понять, что восприняли какое-то сообщение, а мозг его зафиксирует, сбережет и потом обязательно подкинет в какой-нибудь момент.

Например, вы думаете, вам снятся незнакомые люди или вещи? Нет, вы видели их мельком, вскользь, но не придали значения. А мозг ночью, перерабатывает и укомплектовывает увиденное. Поэтому если мучают кошмары, проанализируйте свое поведение днем, вдруг на вас так влияет бесконечная дрель соседа или тяжелый рок брата, которым вы днем особого смысла не придавали.

Классификация памяти

Источник: ppt-online.org

На картинке можно посмотреть, какие бывают виды памяти. Рассмотрим некоторые подробнее.

  1. Рабочая память или мышечная. Вы собираете портфель, одеваетесь, идете в школу, одним словом, выполняете обычные действия. Мозг помнит их, поэтому не сбоит и четко посылает сигналы. Благодаря рабочей памяти вы умеете читать и писать, а также выполнять множество других действий.
  2. Краткосрочная память. Как в компьютере оперативная. Вы начали читать рассказ или смотреть фильм. Дойдя до конца, понимаете смысл, поскольку помните начало. Это и есть краткосрочная память. А вот если отложите книгу, или сериал, то, чтобы снова вспомнить, о чем в нем шла речь, придется перечитать или пересмотреть. Недаром, в начале новых серий всегда есть рассказ о предыдущей.
  1. Долговременная. Это та, которая хранит данные не один год. Вы помните день рождения мамы, как зовут учителя, почему нельзя есть много мороженого за один раз, а еще тот самый надоедливый рекламный ролик.

К несчастью, именно в последний вид памяти попадает всякий хлам типа песен, сюжетов сериалов и роликов на ютуб, рецепт из инсты. А вот дата крещения Руси, или формула силы тяжести покидает память, как несохраненный файл из оперативки при выключении компьютера.

Почему так и что с этим делать?

Объяснить это просто. Начнем.

Много чувств

Приходите из школы и включаете любимую музыку или телевизор. Все поет, говорит. А вы заняты своим делом и попутно греете еду, потом обедаете, делаете еще что-то. Проще говоря, при получении информации из компьютера или телевизора вы задействуете массу разных чувств типа осязания, обоняния, вкуса, зрения. Мозг запомнил, что, скажем, вкус сосиски связан с песней про зайцев, а мойка посуды с кадиллаком Моргенштерна. И все, в другой раз он вызовет эти ассоциации при выполнении конкретного действия.

Совет

Моете пол и поете про мистера Пропера? А почему не спеть перед контрольной про то же крещение Руси? Например: «Та та тата, та тата, пришел Владимир всех крестил, 988 еще придет, если мы попросим». И оглянуться не успеете, как запомните нужные даты.

Почему так и что с этим делать?

Источник: flacon-magazine.com

Рифма и ритм

В песнях есть рифма и ритм, которые легко запоминаются. А в формулах и правилах этого нет. Поэтому песни, даже если забыл, можно додумать, а правило по русскому вряд ли.

Совет

Рифмуйте нужную вам информацию или кладите на мотив любимой песни. Например, песня Моргенштерна: «Хей, primero, скорость на время умножай и будем расстояние мерить».

Слишком много повтора

Мы слушаем музыку в наушниках по пути домой, за домашними делами и пр. Столько нейронных связей формируем благодаря дополнительным ассоциациям к этой информации, что неудивительно, что она прочно оседает в мозгу. Если бы столько учились, то явно выучили бы «Войну и мир» наизусть.

Совет

Слушайте в наушниках аудио книги, диктовки формул и пр. В любом случае отложится в памяти на подольше.

Слишком много повтора

Источник: news.obozrevatel.com

Вникаем в смысл 

Если нам нравится песня, мы начинаем искать ее смысл, перевод, клип и даже информацию об исполнителе или группе. Понятно, что раскрытая со всех сторон тема усвоится лучше, чем один раз прочитанный параграф учебника.

Совет

Если нужно что-то запомнить, вникните в суть. Особенно это поможет при разборе формул по физике или математике. Зазубривание, конечно, спасет на время экзамена. Но в долгий ящик информация точно не пойдет.

И на будущее

Старайтесь развивать свою память. Тренируйте ее, разучивая стихи, разгадывая кроссворды и судоку. Не забывайте о качественном питании и режиме дня. Тогда все, что вы запомните, точно останется с вами надолго.

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
3
Образование:
Санкт-Петербургский Горный университет
Проведенных занятий:
44
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по химии 8-11 классы. Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ. Люблю химию за то, что ее можно понять, а не только принять, как данность. Эта наука дает возможность найти подход, подъезд, подлет, если угодно, главное - попробовать, и никогда - не прогибает под себя. Учит думать и смотреть, ведь зачастую обратить внимание - это все, что требуется, чтобы попасть в суть ответа на вопрос
Репетитор по математике
Стаж (лет)
17
Образование:
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Проведенных занятий:
449
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 1-8 классов. Моя профессия – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу удивление детей от того, что у них получается выполнить задание. Считаю, что нужно подбирать индивидуальную методику для каждого ученика (обратить внимание на характер, настроение). Мне очень хочется научить детей грамотно писать и говорить. Уверена, что после наших уроков у детей останутся только хорошие впечатления. Не ленитесь, уделяйте больше времени образованию, упорно совершенствуйте свои способности!
Репетитор по математике
Стаж (лет)
27
Образование:
БГУ , Институт Позитивных Технологий и Консалтинга
Проведенных занятий:
1822
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-8 класса. Активно использую в своей работе не только знания математики., но и навыки консультанта-психолога, объединяя их для достижения желаемого результата. Искренне считаю, что без позитивного контакта с учеником, на возможен полноценный процесс обучения! Математику люблю, как предмет! Уважаю, как науку! И с удовольствием этим делюсь на своих занятиях.