Два мира, живущие недалеко друг от друга

Дети и родители, подростки и взрослые, как часто мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим, не понимаем друг друга. А ведь это так важно!

Рассказывает Людмила Байкаш, практический психолог, психотерапевт, коуч, эксперт журнала Фокус внимания.

Вчера я работала с одним подростком — попросили из полиции следователи. Он в школе нашел телефон и забрал его себе, с такими я работаю часто.

Мне нравится работать в качестве психолога с подростками: они «стоят на переходном мостике из детства в юность», где все в новинку. Когда водитель едет по знакомой дороге, там он знает каждую ямку, а на незнакомой без указателей не ясно, поворачивать или ехать прямо. Так и подростки: они в детстве уже были, а в юность только заезжают, поэтому плутают. Я знаю, как научить их пользоваться навигатором на незнакомой дороге жизни, чтобы выехать на правильный путь.

Обычно заходит в кабинет такой подросток, а у меня в голове мысли: «Ростом высокий, а ум еще не догнал его роста». Садится на стул на пятую точку, будто хочет лечь на сидение. Ноги вперед вытянет. Цвет лица — серый. Глаза — потухшие.
Начинаешь с ним говорить, на вопросы отвечает «Да», «Нет», «Не знаю».

Многие официальные лица, которые беседуют с подростками в кабинете, делают им строгое официальное замечание: «Сядь правильно, чего развалился?». Я так не делаю. У меня в душе даже злости на них нет, только умиление: они ведь на переходном мостике сейчас живут. Я знаю, что минут через 10-15 ребенок сам сядет прямо, корпус тела направит в мою сторону, щеки начнут румяниться, глаза заблестят. Почему? Потому что увидит, что его здесь понимают, ему что-то очень важное и интересное говорят. Его не надо приструнивать, он сделал выбор сам. Это очень важно.

А подросток, назовем его Артемом, который вчера ко мне приходил — совсем не такой. Вначале мне показалось, что он какой-то инфантильный. Поговорила с ним и решила дать тест на уровень интеллекта. Удивилась: отвечает быстро и в основном верно.
Поговорили еще. Думаю, проверю у него уровень тревожности. Даю тест Филлипс (тест школьной тревожности), и по ходу его ответов понимаю, что уровень тревожности в норме.

Я задавала много вопросов и удивлялась ответам этого парня. Картина такая: он из села, что от города примерно в 30 км. Живет с мамой, отчимом и тремя младшими братьями. Работы в селе нет, мама с отчимом трудятся в поле. Сейчас собирают у фермера клубнику, скоро начнутся арбузы.

У них и школы нет, учеников возит автобус в другое село. Учится на «3», «4». Любимые предметы — физкультура и МХК (мировая художественная культура) — по этим предметам оценка «5». Артем не боится что-то забыть и неправильно ответить на уроке. Уверен, что ему помогут. На вопрос «Кто?» отвечает: «Или учитель, или одноклассники». Чувствуете разницу — не подскажут, а ПОМОГУТ. Отношения с учителями и одноклассниками хорошие.

Спрашиваю: «Как проводишь время с друзьями?». Говорит, ходят купаться на озеро. Интересуюсь, что они делают кроме купания, и получаю моментальный ответ: «Облагораживаем!».

Я не поняла, что Артем имеет в виду, и он пояснил: «Мы нырялку сделали, сейчас будем беседку строить. Мусор собираем на берегу».

—  Что, по-настоящему будете беседку делать?

— Да.

— А где вы стройматериалы возьмете?

— У нас дома были доски, отчим привез.

На вопрос, курят ли ребята, получила спокойный и искренний (вижу по глазам и телу) ответ: «У нас только один мальчик курит, больше никто». Сам Артем не из числа курящих: «Мама сказала, чтобы я не курил и не пил. Для здоровья это вредно, да и денег надо много. Я читал, что за месяц на сигареты уходит 6 тысяч».

Сначала мне показалось, что Артем как маленький мальчик: «Мама сказала…». Но ближе к концу нашей беседы поняла, что у него есть стержень, свои принципы, а мама и отчим являются хорошими учителями.

— А как ты помогаешь дома?

— У нас хозяйство, я кормлю. Варю для них.

— Ты варишь??

— Да.

— А что еще дома делаешь?

— Грядки полю. Мама мне говорит, сколько надо прополоть.

Все, что он рассказывал про отдых с ребятами — это в том селе, где школа находится. Я у него спрашиваю: «А в вашем селе есть у тебя друзья? Чем вы занимаетесь?». Как оказалось, там всего три мальчика его возраста, они помогают другу друг полоть грядки в огороде!

Артем рассказал, что еще спортом занимается: футбол, волейбол, турник — все , что есть в селе. И ездит в бассейн в город. Деньги на свои расходы зарабатывает самостоятельно. Трудится в поле, недавно получил за сбор клубники 6 тысяч руб. На вопрос, на что тратит средства, отвечает: «Коплю».

Артем закончил 9 классов и сейчас хочет поступать в училище по профессии водитель а/м. Копит деньги на то, чтобы приобрести все принадлежности для проживания и обучения в училище, которое находится в другом районе.

— А что, мама не даст денег?

— Почему? Мама даст, но я хочу все за свои купить.

Сказал, что с отчимом отношения хорошие и даже отличные. Он не ругает Артема, берет с собой на работу, учит мужскому мастерству.

Про отношения с младшими братьями его ответ меня поразил: «А я их не ругаю, не бью, не кричу на них». Потом — пауза. Я по глазам, которые ушли вглубь его души, поняла, что он ищет там ответ. А душа отвечает только чувствами. И после паузы Артем как бы выдохнул слова: «Я их люблю!».

Я была поражена. В нашем мире взрослые не всегда слышат свои чувства, а я увидела подростка, который не просто распознал чувство, но и назвал его. Мое сердце просто растаяло. Браво!

Я еще долго с ним говорила и удивлялась.

— Мама с отчимом часто ругаются?

— Да они не ругаются, — был спокойный ответ.

Есть еще один важный момент, который является элементом моего навигатора, о котором я не могу не сказать.

— У тебя есть какое-то правило, которое ты всегда выполняешь?

— Я всегда делаю то, что я обещаю. Я вот маме сказал, что не буду ни пить, ни курить. Я не буду.

Вывод такой: родители — обыкновенные люди, без высшего образования и гордыни, которая свойственна многим другим людям. В семье хорошие отношения, любят и уважают друг друга. Трудятся. Детям закладывают правильные принципы.

А то, что телефон не отдал сразу, можно понять: у него такого хорошего телефона никогда не было. Мы с ним об этом поговорили

Почему я назвала материал «Два мира»? Я думаю, это уже стало понятно.

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
12
Образование:
Амурский педагогический колледж, ООО "Издательство "Учитель"
Проведенных занятий:
8
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-8 класса. Люблю математику за то, что она воспитывает человека, приучая его к точности , учит логично мыслить, и в какой-то степени она способна привести ум в порядок. В своей работе использую не только традиционные формы и методы преподавания математики, но и новые современные технологии. Моя цель прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия математикой – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
6
Образование:
Криворожский педагогический университет
Проведенных занятий:
644
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-9 классов. Ещё с детства я знала, что стану учителем математики. Ведь ни один предмет, кроме математики не развивает настолько хорошо логику, мозг. Математика учит находить закономерность, анализировать, делать выводы. При решении задач привожу примеры из жизни. Научу вашего ребенка не зазубривать, а понимать материал.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
22
Образование:
Дрогобицкий государственный педагогический университет им. И Франка
Проведенных занятий:
489
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-8 классов. Я люблю детей, люблю с ними работать. Стараюсь быть с учениками на одной волне. Моя методика направлена на овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов, решения практических задач; на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи; на формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, а также инструментальных и графических навыков.

Математика по Skype

  • - Индивидуальные занятия
  • - В любое удобное для вас время
  • - Бесплатное вводное занятие

Курсы ЕГЭ

  • - Индивидуальные занятия
  • - В любое удобное для вас время
  • - Бесплатное вводное занятие

Репетитор по математике (5 класс)

  • - Индивидуальные занятия
  • - В любое удобное для вас время
  • - Бесплатное вводное занятие