Что такое конформизм или влияние чужого мнения на собственное поведение и мышление

Ваш ребенок пришел со школы раньше обычного. Причиной он назвал то, что класс решил уйти с последнего урока по биологии и он тоже пошел. Ведь так делали все. Знакомо? Это и есть проявление конформизма.

проявление конформизма

Источник: psymod.ru

Что это такое

Конформизм – (от лат. conformis, что значит подобный, соответствующий) означает особый вид группового давления на человека, из-за чего последний меняет свои взгляды, поведение и мышление даже в том случае, когда сам этого не хочет.

Чаще всего это происходит из-за нежелания выглядеть белой вороной среди других, боязни быть отвергнутым обществом. При этом давление может быть как явным: «Не уйдешь с урока, отомстим в темном углу», так и пассивным в виде проявления бойкота, насмешек и пр.

Откуда он появляется

Социализация ребенка происходит в первую очередь в семье. Вспомните, как мама говорила вам в поликлинике: «Вот, посмотри, мальчик не плачет, и ты не плачь». Или в садике: «Как детки хорошо играют, присоединяйся и будь как они». И вроде ничего плохого не сказано, но в голове прочно заседает мораль: чтобы было хорошо, нужно вести себя как все.

«Как детки хорошо играют, присоединяйся и будь как они»

Источник: blog.wikium.ru

Как проявляется

Особенно подвержены конформистскому влиянию подростки от 12 до 16 лет. Например, старшеклассницы начинают красить глаза и просить обувь на каблуках, потому что так делают все. Мальчики хотят учиться ездить на мотоцикле или водить автомобиль, чтобы быть не хуже тех, кто это уже умеет.

Не удивительно, что на фразу: «А все будут с моста прыгать, и ты пойдёшь?» будет ответ «да». У подростков особенно остро стоят вопросы социализации, дружбы. Они зависимы от чужого мнения и склонны подражать авторитетам. И если отделиться от толпы, значит остаться без друзей.

Именно под влиянием толпы ребенок впервые может попробовать алкоголь или сигареты, покрасить волосы, сделать тату или пробить пирсинг.

Это плохо или хорошо

Если человек подвержен влиянию со стороны, то это не хорошо и не плохо. Умение приспосабливаться под обстановку помогает быстрее осваиваться в коллективе, находить друзей. Главное, чтобы установки общества не противоречили внутренним ощущениям человека и не мешали ему жить в гармонии с собой. Разве будет удовлетворен жизнью ребенок, который любит уроки биологии, но из-за «стадного» инстинкта пропускает их?

Очень важно донести подростку мысль, что жизнь любит тех, кто не боится выражать свое мнение, искать свои пути развития. Да и приспосабливаться постоянно не получится: так или иначе ситуация будет постоянно меняться. Следование за толпой не дает развиваться, искать себя. Если весь класс идет на карате, а сын мечтает о бальных танцах, но идет на карате, чтобы не осмеивали, получит ли он удовлетворение? Сможет ли раскрыть себя в том, к чему душа не лежит? В итоге у человека могут появиться:

  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • отсутствие инициативы;
  • апатия к происходящему;
  • пониженный интерес к жизни.

Это плохо или хорошо

Источник: spravochnikvs.com

Как противостоять влиянию толпы

Первое, что могут сделать родители, перепроверить, не оказывают ли они точно такое же влияние на ребенка. «Вот эта шапка теплее, я лучше знаю», или «Куда тебе в театральный? Вон Светка на экономическом учится и тебе бы не помешало» – фразы, не позволяющие высказать свое мнение, подкашивают своей безаппеляционностью. В итоге вырабатывается установка: другие знают лучше. Зачем спорить, если так нужно?

Нужно учить мыслить критически, достигать компромисса в решении вопросов. Фраза: «Ты будешь суп!» звучит угрожающе, а вот «Ты будешь суп или котлету?» уже даст понять, что его мнение тоже учитывается.

Подросток может воспротивиться возвращению к назначенному времени, а вопрос «Вернешься к 22 или к 23?» позволяет почувствовать себя значимым.

Стоит также объяснить, что идти за толпой хорошо тогда, когда это не несет опасности для жизни и здоровья. Присоединиться к группе волонтеров хорошо, а к толпе безбилетников – не очень.

Научите не бояться идти за своей мечтой: хочется ребенку на бальные танцы? Пусть идет. Дипломы и медали, привезенные с соревнований, станут предметом гордости среди смеющихся некогда с этой затеи одноклассников.

Подскажите ребенку, чтоб выделиться можно не за счет ярких волос или пирсинга, а за счет добрых дел, хорошей учебы, победы на соревнованиях.

Главное, что за спиной неуверенного ребенка будет крепкая поддержка в виде уверенных и поддерживающих его родителей, тогда все получится.

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
5
Образование:
Брянский государственный технический университет
Проведенных занятий:
457
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по английскому языку 5-9 классов. Научу Вашего ребенка ПОНИМАТЬ английский язык. Благодаря моему обучению на Мальте, разработал свою методику преподавания. Со мной английский - это просто!
Репетитор по математике
Стаж (лет)
8
Образование:
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Проведенных занятий:
522
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-11 классов. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, любая проверочная работа по математике и физике, контрольные работы, экзамены. Преподаю математику, физику школьникам на школьном уровне, знаком со многими форматами экзаменов по физике, в том числе ЕГЭ. Ученики, с которыми я работаю поступают на бюджет в разные вузы своих городов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. С ЕГЭ по математике знаком хорошо. Я практикую разные методы преподавания в зависимости от того на каком уровне знаний находится ученик, что ученик хочет вспомнить, повторить или закрепить. Стараюсь понятно и доступно излагать не всегда простой материал. Мне нравится объяснять материал, показывать как можно применить полученные знания на практике при решении бытовых, практических задач.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
9
Образование:
АНО ВПО Европейский университет «Бизнес треугольник»
Проведенных занятий:
535
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-8 классов. Я помогаю детям именно понять математику, а не зубрить правила. Для решения задач привожу забавные примеры на бытовые темы, и ,таким образом, прививаю ребёнку математическое и логическое мышление. Занимаюсь с детьми на одной волне и с радостью помогу вашему ребёнку в познании этой науки в веселой обстановке!