Дарим первый урок с репетитором бесплатно
Оставьте заявку и получите первый урок в подарок

ЕГЭ по математике, профильный уровень. Иррациональное уравнение
Обновлено: 15 май 2024
ЕГЭ по математике, профильный уровень. Иррациональное уравнение
Продолжаем готовиться к экзаменам вместе с лучшими преподавателями Альфа-школы. В новой статье Андрей Алексеевич показывает подробное решение задачи из темы "Иррациональное уравнение".
Условие:
а) Решите уравнение
.

б) Укажите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку \([-\sqrt3;\sqrt30]\).
Решение
Основным способом решения таких уравнений является возведение «в квадрат» обеих частей уравнения. Это позволяет избавиться от квадратного корня, а значит, уйти от иррациональности. Однако возведение обеих частей «в квадрат» накладывает существенное условие, которое необходимо выполнять. А именно – правая часть уравнения должна быть обязательно больше или равна нулю.
а) Начнем решать это уравнение:

Как видите, мы учли, что правая часть исходного уравнения «3 – х» больше или равна нулю. После возведения в квадрат обеих частей мы раскрыли скобки в правой части по формуле сокращенного умножения, перенесли получившееся выражение в левую часть и привели подобные. Получилось кубическое уравнение. Сгруппируем выражение в левой части:

Как видите, из получившихся трех корней только два удовлетворяют условию «3 – х» больше или равна нулю.
Первая часть задания выполнена, уравнение решено.
б) Чтобы найти корни, удовлетворяющие заданному промежутку, необходимо оценить, чему будет равен «корень из трех» и «корень из 30», относительно «-2» и «2», не забывая о «минусе» перед числами. Либо оценить и сравнить между собой «квадраты» всех участвующих в оценке чисел, т.е. «квадрат 2», «квадрат корня из 3» и «квадрат корня из 30». Получаем, что:
\(-2<-\sqrt3<2<\sqrt30\)
Отсюда видно, что заданному отрезку \([-\sqrt3;\sqrt30]\) принадлежит только число 2.
Ответ: а) {-2;2}; б) 2.
Автор - Андрей Найденов
Дарим в подарок бесплатный вводный урок!

Репетиторы
Специализация
-
Репетитор по математике ЕГЭ (базовый уровень)
-
Репетитор по химии ЕГЭ
-
Репетитор по физике ОГЭ
-
Репетитор для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому
-
Репетитор по олимпиадам по английскому
-
Репетитор по английскому для взрослых
-
Репетитор для подготовки к ВПР по русскому языку
-
Репетитор по обществознанию ЕГЭ
-
Репетитор по обществознанию ОГЭ
-
Репетитор Scratch