Пишем изложение: как запомнить больше информации?

Что сложного может быть в написании изложения? Прослушал и пиши, как запомнил. Но нет, как только учитель отложил учебник и дал команду писать, текст словно испаряется из головы. И даже пометки на листочке кажутся незнакомыми и совсем ни о чем не говорят. Почему так происходит и что с этим делать?

Прослушал и пиши, как запомнил

Источник: letidor.ru

Зачем писать изложение

Данный вид упражнения не просто так введен в обучающий процесс. Изложение учит воспринимать информацию на слух, выделять главное, строить логические цепочки, рисовать образы. Во время написания вы тренируете свою память и развиваете речь. Если, скажем, все то, о чем говорит мама перед уходом на работу, вы запоминаете и выполняете, то и с изложениями у вас проблем нет: вы можете воспринимать устную информацию. Если же вы всегда записываете все поручения, то и над изложением придется поработать.

Какими бывают изложения

Задания делятся на проверочные и обучающие, краткие и подробные. Если вы только учитесь писать изложения, учитель может предложить заранее написанный на доске план текста. Так будет проще вспомнить, о чем шла речь. Иногда ученикам выписывают сложные слова или словосочетания. Все это здорово помогает в написании. Если же изложение проверочное, то плана может и не быть.

Краткое изложение подразумевает раскрытие лишь основного сюжета, основных героев и последовательности. Поэтому нет смысла записывать, что обои на стене были желтоватыми от яркого солнца. А вот в подробном изложении эта деталь уже имеет значение и ее стоит пометить. Поэтому слушайте учителя, чтобы понимать, что именно он от вас ждет.

Какими бывают изложения

Источник: znanija.com

Как пишут изложение

Обычно на такое задание отводится два урока (скажем русский и литература). На первом уроке учитель дважды читает текст. Сначала в обычном повествовательном темпе для ознакомления. А второй раз – немного медленнее, чтобы было время на пометки.

Затем вы пишете черновик изложения. А на втором уроке вычитываете на ошибки и оформляете чистовик. Но все зависит от объема текста и требований учебной программы. Поэтому условия могут отличаться.

Процесс чтения текста

Есть пара советов, как запомнить побольше информации.

  1. Запаситесь ручками, карандашами, листочками заранее, чтобы не прослушать полтекста в поисках хоть одной пишущей ручки. А черновиков должно быть как можно больше.
  2. Внимательно слушайте текст, когда его читают первый раз. Можно что-то помечать, если успеваете.
  3. Если решено составить план, то записывайте их в черновик и оставляйте между ними место для пометок.
  4. Если не умеете быстро писать, не пытайтесь записывать каждое предложение: пока пишете одно, пропустите еще два. Лучше пишите начало и конец предложения либо его ключевые фразы: глаголы, имена героев, события. Например: Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Записываем: … оглянулась и увидела, …на нее шел полк….
  5. Заменяйте слова, если это можно. Например, мама и папа – родители.
  6. Сокращайте слова и применяйте условные обозначения, но так, чтобы вы понимали, что это за стрелочка вверх, или крестик возле слова «магазин».

Как пишут изложение

Источник: opt.buro-nahodok.ru

Пишем черновик и чистовик

Не думайте, что можно писать сразу в чистовик. Может получиться так, что вы напишете весь текст, а потом вспомните, что в середине текста была важная деталь про небо над Аустерлицем, а исправить уже ничего нельзя. Поэтому пишите черновик, перечитывайте и вносите правки. Лучше всего разделить страничку вертикально так, чтобы левая часть была больше правой. В левой записывайте основной текст, в правой – дополнения, если вспомните.

Ошибки, мешающие получить высокий балл

Прочтите их и не делайте в своих работах.

  1. Отсутствие абзацев. Важно мысленно поделить текст на абзацы типа: вступление, основная часть, заключение. Или согласно пунктам имеющегося плана.
  2. Не придумывайте и не приукрашайте, если не знаете. Забыли, сколько и каких витязей вышло из вод ясных, не дописывайте от себя.
  3. Применяйте синонимы. Если не знаете, как правильно написать слово «облегченно», пишите «легко» и т.д.
  4. Используйте выписанные на доске слова.
  5. Всегда читайте работу перед сдачей, даже если уверены, что все ошибки исправлены.

Совет

Чтобы в будущем было проще писать изложения, никогда не игнорируйте задание по литературе типа «прочитать и пересказать». Чем чаще вы будете тренироваться с пересказом текста, тем лучше будут даваться изложения. Даже заучивание стихов станет более простым заданием. Так что плодотворной работы и отличных отметок!

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
6
Образование:
БГУ
Проведенных занятий:
1334
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5-11 классов. Люблю математику, так как главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
1
Образование:
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Проведенных занятий:
0
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по химии 7-11 классы. Химия - наука очень систематизированная, но в тоже время очень творческая и интересная различными фактами из разных областей жизни.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
23
Образование:
Западно-Казахстанский государственный университет им.А.С. Пушкина
Проведенных занятий:
180
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор 5 -11 классов по русскому языку. Доброжелательное отношение, создание позитивной эмоциональной атмосферы на занятиях, эффективная отработка материала обеспечивают самые высокие результаты. Стараюсь привить любовь к предмету "Русский язык" у ребенка, использую индивидуальный подход, подбираю материал в зависимости от способностей ребёнка. Приветствую в учениках ответственное отношение, дисциплинированность и стремление учиться.