Дети и ненормативная лексика: как объяснить ребенку, что ругаться плохо?

blobid1632083057066.jpg

Источник: klub-drug.ru

Все родители рано или поздно слышат от ребенка нецензурное слово. Случается это во всех семьях, независимо от воспитания. Как правильно реагировать на такое поведение, чтобы не испортить отношения с ребенком?

Откуда приходит мат?

В первую очередь из семьи. Вы могли и не заметить, как в порыве эмоций произнесли что-то эдакое, а цепкая детская память все зафиксировала. «Раз мама и папа ругаются, то и нам можно!» — так мыслят дети, родители для них пример во всем. Потом ребёнок несёт новые словечки к детсад и школу, делится знаниями.

blobid1632083197325.jpg

Источник: 5-tv.ru

А еще матерная речь может звучать по телевизору, на улице, от старших школьников. Нахвататься можно где угодно.

Что делать нельзя

  1. Ругать ребёнка. Он может не понять, почему мама разозлилась, и что плохого в произнесенном слове. Зато хорошо запомнит реакцию на него. Впоследствии он может специально злить вас этим словом в ответ на какую-то обиду.
  2. Игнорировать услышанное. Такой способ работает, только если малышу до 4 лет. С детьми постарше нужно побеседовать и спокойно объяснить, что такие слова культурные люди не используют. Иначе игнорирование воспримется как реакция на норму.
  3. Пугать. «Будешь такое говорить, придёт дядя милиционер и тебя заберёт», «Я не люблю тебя, когда ты так говоришь!». Такие манипуляции могут привести к детским психологическим травмам, фобиям, снижению самооценки и проч.
  4. Наказывать. Пресловутые «помыть рот с мылом», «взять отцовский ремень» и т. д. Маленьким детям от этого страшно, ведь если боль причинили самые близкие люди, то кому тогда можно доверять? А для старших это унижение достоинства, подрыв родительского авторитета.
  5. Запрещать произносить услышанное нецензурное слово без объяснения. Аргумент «потому что я так сказала» не работает. Он и взрослым не ясен, а малышу тем более.
  6. Смеяться и переводить все в шутку. Ребёнок решит, что так он радует родителей, это что-то веселое. В другой раз он решит порадовать соседку, и уже будет не смешно.

Находим причины, почему ребенок матерится

В каждом возрасте причины употребления нецензурной лексики разные. И если малыши просто копируют кого-то, то дети постарше уже осознают смысл сказанного и вкладывают в него особое значение. Давайте разберемся, что на самом деле делает ребенок, используя мат.

  1. Привлекает внимание родителей.

Однажды ребенок запомнил реакцию, как папа с мамой вдруг бросили все и обратили на него внимание. И теперь, когда чувствует его нехватку, прибегает к проверенному способу его привлечения.

blobid1632082965596.jpg

Источник: svidetel24.info

  1. Пытается разрешить конфликт в семье.

Папа с мамой ругаются, а ребёнок хочет это прекратить. Он знает, что если сказать плохое слово, то родители на время перестанут ругаться и начнут разговаривать с ним.

  1. Думает, что мат делает его взрослее.

Ведь если так общаются взрослые, старшеклассники, то это и ему автоматически добавит возраста. Подростки считают, что таким образом покажут свою самостоятельность.

  1. Решил, что это круто.

Подросток с помощью мата пытается самоутвердиться среди сверстников и стать авторитетнее.

  1. Копирует модель поведения

Папа ругается, когда что-то не выходит, мама — когда расстроена. Ребёнок решает, что такое поведение — норма.

Какие меры предпринять

Здесь, как в медицине, не достаточно просто избавиться от симптомов. Для начала выявляем причину, а потом лечим.

blobid1632083276807.jpg

Источник: m24.ru

И начать лучше с себя. Следите за речью и эмоциями, чтобы дети не брали с вас дурной пример. Если ребёнок спрашивает, что это за слово, объясните спокойно. А если услышали от ребёнка, то спросите, знает ли он значение слова, и почему решил употребить его именно в этой ситуации. Объясните, что это не хорошо, а затем предложите ему культурный вариант замены плохого слова.

Если причиной нецензурной речи стал недостаток внимания, постарайтесь уделять ребёнку больше времени. Почаще обнимайте, говорите, что любите его и он очень дорогой вам человечек даже тогда, когда вы заняты. Придумайте совместную традицию или игру. Пусть ребёнок помнит о своей важности и знает, что время на него у вас есть всегда.

Бывает, что причина ругательств кроется в переживании за маму и папу, когда те ссорятся. В идеале ругаться при ребенке нельзя, тем более на повышенных тонах: эмоции супругам лучше выражать наедине. Однако скрывать, что в семье бывают разногласия, тоже не стоит, ребенок должен учиться адекватно реагировать на споры. Расскажите ему, что мама и папа любят друг друга, но иногда им нужно выяснить какие-то вопросы и найти решение, которое всех устроит, и в этом нет ничего страшного.

Иногда с помощью мата подросток пытается самоутвердиться или показаться взрослее. Объясните, что данная лексика тоже имеет право на существование, но если применять ее не к месту, то это будет признаком не самого высокого интеллекта. Ведь в русском языке полно слов, которыми можно изъясняться, а если человек говорит матом, то он не знает свой язык. Купите, скачайте в интернете или возьмите в библиотеке словарь с происхождением нецензурных слов. Обсудите прочитанное и условьтесь, что отныне мат в его лексике будет лишь в историческом плане.

Вывод

blobid1632083452362.jpg

Источник: aif.by

Важно не строго-настрого запретить ребенку произносить плохие слова, а объяснить, почему от них лучше отказаться. Донесите детям значение матов и убедите, что это не лучший способ выражать мысли и эмоции.

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
2
Образование:
Самаркандский Государственный Университет
Проведенных занятий:
1
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по физике 5-9 класс. На своих уроках постараюсь доступно и ясно изложить сложный материал на основе простых истин и примеров из жизни. Контакт с учеником устанавливаю быстро. Урок провожу в дружественной и непринужденной атмосфере. Не пренебрегая синтез с классическим изложением физики, что позволяет на моих уроках раскрыть полный потенциал ученика.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
33
Образование:
Ташкентский ордена Дружбы народов гос. педагогический институт
Проведенных занятий:
373
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по математике 5-9 класса. Математику, я люблю за то, что это стройная система с четкими правилами. Которая охватывает огромное количество других наук, учит мыслить критически, закаляет характер, математика всегда пригодится в быту и приводит ум в порядок. Большой опыт по подготовке к ОГЭ, ВПР и другим диагностическим работам по математике. Мои ученики - активные участники различных конкурсов, олимпиад, (Всероссийская олимпиада школьников, "Кенгуру", и т.д.), но не только участники, но и победители и призёры. К каждому учащемуся стараюсь найти индивидуальный подход, в занятиях ориентируюсь на интересы ребенка и помогаю полюбить математику, показывая, как и где её можно применять в жизни. Создаю ситуацию успеха с учеником. Также есть опыт работы с детьми с особенностями развития. Мои достижения в преподавательской деятельности - это успехи моих учеников. Это и высокие баллы на экзаменах (от 60 и выше), экзамены пишем без двоек.
Репетитор по математике
Стаж (лет)
8
Образование:
Северо-Казахстанский государственный университет имени Козыбаева
Проведенных занятий:
71
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по русскому языку 5-11 классов, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Я преподаю русский язык по авторской методике. Она включает в себя разные подходы и методы преподавания. Все мои ученики сдают выпускные экзамены .Всегда настраиваю на позитивное мышление, мотивирую на успех. Индивидуальный подход к каждому ученику.