Школьная программа по русскому языку за 9 класс направлена на активное закрепление пройденных ранее тем, а также подготовку к экзаменам в старших классах. В этом учебном году особое внимание уделяется синтаксису, пунктуации в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях, словообразованию, а также умению красиво и четко выразить свою речь.
Для высокого балла в аттестате одних школьных уроков может оказаться недостаточно. В таком случае выручит профессиональный репетитор, который поможет подтянуть уровень знаний, структурировать и закрепить пройденный материал, подготовиться к олимпиадам, контрольным изложению и сочинению, а также к ВПР и ОГЭ по русскому языку.
Занятия с репетитором имеют весомые преимущества перед курсами или самостоятельным обучением. В начале работы педагог тестирует ребенка и определяет уровень знаний. После чего предлагает индивидуальную программу занятий, учитывая сильные и слабые места ученика, особенности восприятия материала. Занятия проходят удаленно, в удобное для вас время. На платформе школы «Альфа» большой выбор онлайн-репетиторов по русскому языку для учеников 9 класса, в том числе для подготовки к ОГЭ. Их анкеты с отзывами вы можете изучите прямо на сайте. Первое занятие — бесплатно. Цена одного занятия: от 750 руб.
Как сдать ОГЭ по русскому языку: полезные советы ученикам 9 класса
ОГЭ по русскому языку — обязательный экзамен для школьников. Но часто его недооценивают, считая несложным. А зря: около 40% учащихся получают оценку ниже ожидаемой.
В этой статье расскажем о том, как проходит экзамен и как получить максимальный балл.
Структура ОГЭ по русскому языку
Тест делится на 3 части:
-
Изложение: прослушивание аудиозаписи с текстом и написание сжатого пересказа.
-
Задания с кратким ответом на проверку орфографии и пунктуации, синтаксиса, лексики, а также на анализ средств выразительности.
-
Сочинение: рассуждение в письменном виде на заданную тему.
Оценка работ
Всего за тест можно получить максимум 33 балла.
Критерии оценок за изложение:
Критерий
|
Максимальный первичный балл
|
Содержание изложения
|
2
|
Сжатие исходного текста
|
2
|
Смысловая целостность, связность речи, последовательность изложения
|
2
|
Итого
|
6
|
За вторую часть вопросов дается по одному баллу за каждый правильный ответ.
Критерии оценок за сочинение:
Критерий
|
Максимальный первичный балл
|
Понимание смысла фрагмента текста
|
1
|
Приведение примеров-иллюстраций
|
3
|
Смысловая целостность, связность речи, последовательность изложения
|
2
|
Композиционная стройность
|
1
|
Итого
|
7
|
Обратите внимание: и сочинение, и изложение проверяются комплексно с точки зрения разных аспектов предмета (грамматики, орфографии, пунктуации, речи).
Как оценивают работы:
-
На “четверку” нужно набрать 23-28 баллов, из них 4 балла за грамотность.
-
На “пятерку”– 29-33 балла, из них не менее 6 баллов за грамотность.
![]()
Примеры заданий
Каждый год типы заданий могут меняться. Поэтому не ленитесь поискать список актуальных тем в этом году для успешного прохождения испытаний на сайте ФИПИ. Там же можно изучить демоверсии тестов.
Обратите внимание: если занимаетесь на курсах, заранее поинтересуйтесь, использует ли преподаватель в работе утвержденные актуальные темы в тестах. Онлайн-репетиторы по русскому языку для 9 класса школы “Альфа” постоянно отслеживают последние требования и адаптируют свою программу под ученика.
Примеры заданий
А теперь рассмотрим примеры заданий к ОГЭ по русскому в 2024 году, также дадим несколько советов.
Часть 1 – изложение.
На экзамене у вас будет возможность дважды прослушать аудиозапись, которую читает диктор. Текст состоит из трех абзацев объемом в 150 слов. Запись длится 2,5-3 минуты. Этого достаточно, чтобы сделать некоторые пометки в черновике и запомнить главное.
Во время изложения постарайтесь выделить 3 ключевые темы или идеи каждого абзаца. Потом составьте схему изложения — логическую последовательность абзацев. Для упрощения задачи удалите из текста прямую речь, вводные слова, причастные и деепричастные обороты, восклицания и риторические вопросы. объединяйте несколько предложений в одно.
Часть 2 – краткий ответ на вопрос:
![]()
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
-
язык – (это) зеркало (предложение 1)
-
которые казались важными (предложение 2)
-
существует множество названий снега (предложение 3)
-
состояние, цвет важны (предложение 4)
-
язык отражает (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
Важно: часто в подобных заданиях ученики указывают один вариант ответа, хотя в условии написано, что их может быть несколько.
![]()
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
-
ЗАРНИЦА – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
-
КИСЛО-СЛАДКИЙ (соус) – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис.
-
ЗАМЕЧЕННЫЕ (недостатки) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
-
ВСКАЧЬ (нёсся) – на конце наречия после шипящего пишется буква Ь.
-
ПОДРИСОВАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.
Ответ: ___________________________.
![]()
Часть третья – сочинение:
![]()
Тренировке сочинения уделите особое внимание. Можно заниматься на курсах или самостоятельно. Если вам нужен индивидуальный подход, выбирайте подготовку с репетитором, который поможет сосредоточиться на ваших проблемных местах и довести навыки до необходимого уровня. Групповые занятия идеально подойдут для прогона заданий с краткими ответами.
Частые ошибки учеников 9 класса
№
|
Типичная ошибка
|
Описание
|
1
|
Ударение в словах
|
Неправильная постановка ударений в словах.
|
2
|
Прописные и строчные буквы
|
Нарушения правил использования заглавных (прописных) и строчных букв: имен собственных, названий организаций, месяцев, дней недели, аббревиатур и других элементов текста.
|
3
|
Сложные предлоги
|
Неграмотное написание сложных предлогов («вопреки», «наперекор», «согласно» и других).
|
4
|
Правописание сочетания «Ё» и «Е»
|
Ошибки в использовании букв «Ё» и «Е», из–за чего нарушается смысл (например, «небо» и «нёбо» — это разные слова с разным значением).
|
5
|
Произношение и правописание согласных
|
Неверное написание согласных букв в словах («ч» и «щ»).
|
6
|
Особенности правописания суффиксов и окончаний
|
Ошибки в суффиксах и окончаниях, например, суффиксы «-нн-» и «-н-».
|
7
|
Особенности правописания имен прилагательных
|
Ошибки в прилагательных в именительном падеже множественного числа.
|
Совет:
Сочинения пишут по определенному шаблону. Постоянно практикуйтесь — это поможет увереннее справляться на экзамене. Выучите шаблонные вводные фразы, которые подходят для любых тем. Главное — логичное расположение абзацев и правильность написания.
![]()
Рекомендации от «Альфа-школы»
Самой частой проблемой становится неправильное распределение времени. Стресс и волнение могут сбивать с толку и негативно влиять на концентрацию внимания.
Тест после 9 класса длится 3 часа 55 минут (или 235 минут). Чтобы максимально эффективно использовать это время, воспользуйтесь планом и советами от «Альфа-школы»:
-
Изложение. Прослушайте текст дважды и составьте подробный план. Напишите черновик. Внимательно проверьте и исправьте ошибки. На эту часть отведите 40-45 минут.
-
Ответы на вопросы. Отведите работе с этой частью 30-40 минут. Работайте неспешно, вдумчиво, используйте черновик.
-
Сочинение. Составьте четкий план и раскройте его на черновике. Внимательно проверьте текст на наличие ошибок (в идеале – 3 раза). Этой работе отведите 60-70 минут.
-
Переписывание изложения. Аккуратно перенесите текст из черновика в бланк. Уделите этому 20-30 минут.
-
Проверка ответов на вопросы. Снова проверьте тестовую часть – все ли ответы верны, нет ли пропусков в заданиях. Уделите заданию 10-15 минут.
-
Переписывание сочинения. Аккуратно перенесите текст из черновика в бланк, потратив на это 20-30 минут.
-
Заключительная проверка. Все оставшееся время посвятите комплексной проверке работы.
![]()
Преимущества занятий с «Альфа-школой»
-
Компетентность: наши преподаватели — квалифицированные специалисты с многолетним опытом преподавания.
-
Индивидуальный подход: преподаватель разрабатывает программу специально под ребенка, учитывая его текущий уровень знаний и индивидуальные потребности и цели (подтянуть уровень знаний, подготовиться к контрольной, олимпиаде или ВПР).
-
Удобство: онлайн-обучение позволяет заниматься в удобное время и из любого места. Все, что вам нужно — устройство с доступом к интернету.
-
Подготовка к ОГЭ по русскому языку: онлайн-репетитор предложит ученику 9 класса структурированный план занятий и поможет выбрать оптимальный темп работы. При выборе педагога обратите внимание на его опыт и отзывы других учеников.
Самостоятельное обучение, курсы или занятия с репетитором – это не сложный выбор, а расширение возможностей обучения. Главное — чтобы процесс занятий был регулярным и эффективным. Удачи на экзамене!