Содержание курса по литературе для 9 класса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные темы, такие как добро и зло, жестокость и сострадание, величие и красота природы, роль книги в жизни человека и многое другое. В начале года школьники изучают фольклор и древнерусский эпос, а затем переходят к отечественной литературе 18-20-х веков.
Подробный список произведений программы 9 класса размещен на сайте Института стратегии развития образования.
ОГЭ по литературе
ОГЭ по литературе не входит в перечень обязательных. По статистике, его выбирают только 3% учеников 9 класса. Одна из причин – отсутствие вопросов с краткими ответами, свойственных тестам.
Испытание состоит из двух частей: 1 ч. – это четыре задания на анализ, 2 ч. требует написания объемного сочинения.
-
Первые два вопроса на работу с лироэпическим, эпическим и драматическим произведением. Здесь требуется написать 2 анализа предложенных фрагментов на выбор, которые проверяют умение выделять главные темы, идеи, разбираться в поступках героев и видеть причинно-следственные связи. Рекомендуем давать прямой и развернутый ответ.
Примеры:
-
Третье задание – анализ стихотворения. Необходимо ответить на один из предложенных вопросов и обосновать свой ответ. Например, «В чем заключается сила эмоционального воздействия стихотворения “Внимая ужасам войны…”?».
Пример:
-
В четвертом (повышенной сложности) просят сделать сравнительный анализ стихотворения с другим произведением. Нужно дать полный и логически связанный ответ, избегая простых (бытовых) слов.
Вторая часть экзамена – сочинение на одну из пяти предложенных тем с использованием примеров и терминов из текста . При оценке учитывают полноту раскрытия темы, используемую аргументацию, опору на теоретико-литературные понятия и композиционную целостность.
Критерии оценивания
Каждый вопрос из первой части принесет до 2 баллов. Идеальное сочинение оценивается в 13 баллов. Максимально возможное количество баллов – 45.
Типичные ошибки
Для успешной сдачи ОГЭ по литературе необходимо глубоко и детально знать произведения из кодификатора. Школьники нередко путают имена героев, ключевые сюжетные повороты, символику, а также технические характеристики произведений, такие как жанр и литературный род. Не всегда есть понимание терминов, а также различий между конкретными литературными явлениями.
Сопоставительные задания с развернутым ответом — одни из самых сложных. Основная проблема здесь в неспособности проводить аналогии по заданному критерию, будь то тема, лейтмотив или образ персонажа. Детям порой не удается выделять стихотворения на одну тему разных авторов или помечать рассказы, в которых раскрывается герой одного типа (например, "маленький человек"). Важно помнить, что сопоставление включает в себя как выявление сходств, так и различий. Если в задании требуется отметить только сходства или только различия, необходимо строго следовать этим указаниям.
Определение стихотворного размера часто становится источником ошибок. Давайте вспомним их:
-
Хорей — двусложный размер, где ударение падает на первую гласную (/ _ / _ / _. Пример: “Буря мглою небо кроет”).
-
Ямб — двусложный размер, где ударение падает на вторую гласную (_ / _ / _ /. “Ты погрусти, когда умрет поэт”).
-
Дактиль — трехсложный размер, где ударение падает на первую гласную (/ _ _ / _ _ / _ _. “Тучки небесные, вечные странники”).
-
Амфибрахий — трехсложный размер, где ударение падает на вторую гласную (_ / _ _ / _ _ /. “Есть в русской природе усталая нежность”).
-
Анапест — трехсложный размер, где ударение падает на третью гласную (_ _ / _ _ / _ _ /. “О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!”).
Какие навыки важны для успешного прохождения экзамена
-
Умение анализировать произведения: выделять главные темы, мотивы и идеи, понимать, как структурированы работы и какие средства художественной выразительности использует автор.
-
Способность к сопоставлению: может касаться как жанровых особенностей, так и тематических и стилевых черт. Такой навык помогает глубже понимать литературу и видеть взаимосвязи между произведениями.
-
Понимание контекста эпизодов: как конкретные события, персонажи и их действия влияют на развитие сюжета и раскрытие основной идеи.
-
Ориентация в программе: важно не только знать содержание текстов, но и уметь быстро находить нужные фрагменты для анализа.
-
Аргументация мыслей: построение логически связного и структурированного текста, использование обоснований и цитат для подтверждения своих выводов, а также соблюдение правил орфографии и пунктуации.
Рекомендуемые материалы от репетиторов по русской литературе «Альфа-школы» для подготовки к ОГЭ
Важно уделять тренировкам не менее одного часа в день. Перечитайте произведения с 5 по 9 класс и ознакомьтесь с дополнительными материалами:
-
«ОГЭ-2024. Литература» Елены Самойловой;
-
«Новые литературные аргументы: подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению» Ирины Заярной;
-
«ОГЭ-2024. Литература: типовые экзаменационные варианты» Ларисы Новиковой;
-
«Литература» Вячеслава Титова.
Попросите у своего репетитора список популярных экранизаций для просмотра, чтобы лучше понять персонажей и события.
Темы
Необходимо охватить восемь основных тематических блоков:
-
Теоретические понятия и термины.
-
Фольклор.
-
Древнерусские произведения. Особое внимание уделите «Слову о полку Игореве».
-
Литература XVIII века: Фонвизин Д.И., Ломоносов М.В., Карамзин Н.М. и Державин Г.Р.
-
Литература первой половины XIX века. Этот период называют «Золотым веком» русской поэзии. Перечитайте Крылова И.А., Грибоедова А.С., Пушкина А.С., Жуковского В.А., Гоголя Н.В. и Лермонтова М.Ю.
-
Литература второй половины XIX века. В этом блоке акцент делается на малые жанровые формы. Ключевые авторы: Тургенев И.С., Островский А.Н., Тютчев Ф.И., Фет А.А., Некрасов Н.А., Достоевский Ф.М., Салтыков-Щедрин М.Е., Толстой Л.Н. и Чехов А.П.
-
Литература XX-XXI века. Вспомните творчество Бунина И.А., Есенина С.А., Маяковского В.В., Шолохова М.А., Блока А.А., Твардовского А.Т. и Шукшина В.М. Рекомендуем ознакомиться с прозой конца XX и начала XXI века и стихами поэтов-шестидесятников.
-
Зарубежная литература: Мольер, Гёте, Шекспир и Гомер.
Не пропускайте ни одного автора из списка ФИПИ, читайте также книги вне школьной программы. Это расширяет кругозор, помогает лучше понимать структуру текстов и содержание, что, в свою очередь, упрощает написание сочинений.
Система подготовки к экзамену
Можно использовать систему «светофора»:
-
СТАРТ. Изучите базовые теоретические сведения: тема, идея, композиция, направления и т.д.
-
Зона повышенного внимания. Читайте и анализируйте эпические труды, которые чаще всего попадаются на экзамене.
-
Зона особого внимания. Ознакомьтесь с небольшими работами.
-
Слепая зона. Обратите внимание на остальные произведения из кодификатора.
-
ФИНИШ. Анализируйте лирику, старайтесь ее интерпретировать и понимать особенности стиля каждого автора. Этому эффективно обучают на курсах или на уроках с частным преподавателем.
Советы по подготовке
-
Всегда письменно отвечайте на вопросы, даже если это не обязательно.
-
Начните подготовку с рассказов и коротких произведений.
-
Читайте краткие пересказы, если нет времени на полные тексты.
-
Смотрите лекции и экранизации.
-
Ведите читательский дневник.
Наибольшие трудности вызывают древнерусские и поэтические тексты. Поэтому на курсах и при работе с онлайн-репетитором им уделяют повышенное внимание.
Преимущества занятий с репетиторами «Альфа-школы»
-
Компетентность: У нас работают квалифицированные преподаватели с многолетним опытом.
-
Индивидуальный подход: педагог подбирает программу исключительно под ребенка, учитывая его уровень знаний и потребности.
-
Удобство: онлайн-обучение позволяет заниматься в удобное время и из любого места. Всё, что вам нужно — устройство с доступом к интернету.
-
Подготовка к ОГЭ по литературе: онлайн-репетитор предложит ученику 9 класса структурированный план занятий и поможет выбрать оптимальный темп работы. При выборе педагога обратите внимание на его опыт и отзывы.
Самостоятельное обучение, посещение курсов или занятия с репетитором – это не сложный выбор, а расширение возможностей. Главное, чтобы процесс получения знаний был регулярным и эффективным. Удачи на экзамене!
Часто задаваемые вопросы
Как репетитор определяет уровень знаний?
На пробном бесплатном уроке мы оцениваем уровень знаний школьника, а затем подбираем индивидуальную программу обучения.
Какие методики работы используют онлайн-репетиторы?
Преподаватели «Альфа-школы» применяют интерактивные упражнения, включая анализ произведений, совместное их обсуждение, написание сочинений и пр.
Какова продолжительность занятий и как часто они проводятся?
Занятия для учеников 9 класса длятся от 50 минут и проходят 1-2 раза в неделю. Частоту и продолжительность уроков можно скорректировать по вашему запросу.